Формула 1 – королева автоспорта

Автомобиль – одно из главных чудес двадцатого века. Все самое яркое, интересное и захватывающее, что стало доступным человеческому гению, создавшему и усовершенствовавшему чудо цивилизации, сосредоточено на трассе формулы 1. История  соревнований сегодня имеет примерно такую же продолжительность, как человеческая жизнь. Человек рождается и умирает, но шоу должно продолжаться.

На пределе возможностей и амбиций

Идея соревнований родилась в те годы, когда люди уже научились не только сравнительно быстро передвигаться по поверхности земли, но и летать. Герои, которым хотели подражать мальчишки всего мира, поднимались высоко в небо. Лучшими профессиями для подраставшего поколения были профессии космонавта и истребителя. Теперь к ним добавилась профессия не менее важная и героическая — профессия гонщика формулы 1.

Война закончилась,  человечеству нужны были новые герои. Формула 1 изначально основывалась на принципе достижения максимальной скорости. Скорость формулы 1 требовала исключительно рискованного пилотирования автомобиля. Настрой организаторов был амбициозным – по их замыслу новости формулы 1 должны были заменить новости с фронта и стать не менее важными для всех. Участники формулы 1 претендовали на звание национальных героев.

Первый этап формулы 1

Гонщики первых поколений действительно оказались представителями особой породы. Они ежедневно рисковали жизнью, от них зависело очень многое.

Первой легендой соревнований стал Хуан Мигуэль Фанхио, пятикратный чемпион мира. До Михаэля Шумахера никто не мог побить рекорда Фанхио, он продержался сорок лет. Шумахер неоднократно говорил о своем глубоком почтении к предшественнику, отмечал его мужество за рулем автомобиля, вести который было «очень страшно»: о безопасности гонщика тогда совсем не заботились.

Фанхио чудом остался жив и оставил карьеру в 1958 году. С его уходом завершился первый этап истории соревнований: руководители соревнований, которые располагались в столице Франции, изменили формулу.

Гладиаторы и инженеры

В рамках соревнований отныне разыгрывалось два титула: спортсмены боролись за звание самого быстрого гонщика, а команды – за звание команды, сделавшей самый быстрый болид.

Отныне каждая команда должна была сосредоточиться на том, чтобы любыми средствами выжать максимум из своих двигателей и технологий. На треке обострилась конкуренция: европейцы под предводительством Энцо Феррари почувствовали боевой настрой британцев, которые бесконечно совершенствовали свои болиды, за что получили презрительное наименование «гаражистов».

На небосклоне формулы 1 появился Колин Чепмен (формула 1 фото), гениальный инженер и успешный предприниматель. Он умел выжать из техники все, его Лотусы стали идеальными гоночными машинами. Скорость формулы 1 неуклонно росла, в 1963 году появился самый быстрый автомобиль. Пилотировал его Джим Кларк, простой деревенский парень из Шотландии. Умный, спокойный, организованный, презиравший эксцентричный стиль вождения, он надолго стал символом соревнований.

Трассы и опасности

Календарь f1 включает почти два десятка трасс в разных странах. Самую известную и экстремальную из них, гран-при Монако, гонщики осваивают с 1929 года. Трасса наводит ужас на самых отважных гладиаторов, постоянная опасность всегда была главным фактором, привлекавшим и гонщиков, и зрителей. Монако – самый зрелищный, поистине королевский этап формулы 1, который не пропускают даже царственные особы.

Героем этой трассы был Аэртон Сенна, обладавший невероятной концентрацией. Его шесть побед в Монако были абсолютным рекордом. Многократным победителем Монако был и Греем Хилл, любимец принцессы Монако. В 1967 году здесь же погиб молодой итальянец Лоренцо Бандини. Незадолго до его гибели ФИА в очередной раз изменило формулу, вдвое увеличив мощность и объем двигателя. Машины поехали вдвое быстрее. Трассы, материалы и нормы безопасности при этом не изменились.

Еще одна столица формулы 1 – Монза. Здесь у формулы 1 были самые страстные поклонники (фанаты гоночного автомобиля Феррари). За двадцать лет истории гоночная династия Энцо Феррари завоевала шесть титулов и потеряла шесть гонщиков. Гонщики горели, и это была страшная смерть.

Формула требует жертв

Новый Лотус 1970 года со своей клинообразной формой и боковыми радиаторами был быстрым, но хрупким и крайне опасным. В начале каждого сезона зрители были готовы к гибели нескольких кумиров, список гонщиков, входивший в личный зачет формулы 1, сокращался. Джоди Шектор из Южной Африки, тихий австриец Ники Лауда, Джон Уотсон из Северной Ирландии, надежда Великобритании Джеймс Хант, Дэвид Перли, Роджер Уильямсон, супершвед Ронни Петерсон, плейбой из Америки Питер Ревсон, человек эпохи Возрождения Франсуа Сэвэр. Мир формулы 1 становился все более жестоким. Шансы на выживание гонщиков уменьшались, погибали лучшие из лучших.

Нёрбургринг – самый большой немецкий трек, самое большое испытание для гонщика. Трассу строили при Гитлере. В 1976 году Ники Лауда призвал гонщиков бойкотировать её и проиграл с перевесом в один голос. В тот же день друзья чудом вытащили Ники из пылающего болида. Он был страшно обожжен, но через пять недель принял участие в соревнованиях в Монце. Преследуя Ханта на всех этапах, Лауда сошел с дистанции добровольно из-за погодных условий во время гран-при Японии. Он манифестировал ценность собственной жизни, ценность жизни гонщика, и изменил… формулу 1. Люди перестали быть расходным материалом.

Безопасность пришла в формулу 1 вместе с телевизионными деньгами и временем большой рекламы. Зритель хотел захватывающего зрелища, ему нравились аварии, но он не хотел видеть смерть в прямом эфире. Врачом соревнований стал лучший английский нейрохирург доктор Сид Воткинс. Но формула 1 потеряла еще 5 гонщиков за следующие 4 года. И еще двоих за следующие 12. Последним 1 мая 1994 года погиб великий гонщик Аэртон Сенна. Его гибель увидели миллионы людей по всему миру – в прямом эфире. Безопасность была усилена. 10 марта 1996 года на гран-при Австралии болид перевернулся несколько раз – гонщик остался цел и невредим и даже продолжил гонку.

В 21 веке аварии случаются не реже, но исход их стал совершенно другим. Разработки формулы 1 в области безопасности болидов произвели революцию в сфере безопасности гражданских автомобилей. Сегодня все гонщики формулы 1 одеты в настоящие скафандры из волокна, похожего на кевлар. Этот костюм защищает и от воспламенения, и от всех физических повреждений. Нагрузки во время соревнований по-прежнему огромные: пульс гонщика может достигать 180-200 ударов в минуту.

Самая главная победа 

«Самая главная победа – та, которую еще предстоит одержать». Эти слова Энцо Феррари нередко повторяют участники формулы 1. Что же у неё впереди?

Каждый год 11 команд формулы 1 соревнуются в 17 гонках на 5 континентах. Смогли ли участники соревнований достигнуть максимально возможной скорости, или она по-прежнему будет расти? Официальных данных о предельной скорости формулы 1 попросту не существует. Известно лишь, что некий рекорд был зафиксирован в 2005 году в Монце. Хуан-Пабло Монтойя показал скорость 372 км/ч. Этот результат был достигнут на  болиде McLaren-Mercedes. На тренировочных гонках, по неофициальным данным, максимальная скорость формулы 1 бывает значительно выше, превышая 400 км/ч.

 

Регламент соревнований ежегодно дорабатывается, появляются новые требования к техническому оснащению, меняется внешний вид, гонки становятся всё более футуристическими. Пилоты по-прежнему должны проехать определенное количество кругов, которое определяется исходя из длины круга автодрома и составляет примерно 305 км. Гонка продолжается около двух часов. За действом по-прежнему следят десятки тысяч зрителей на трибунах, оно остается одним из самых популярных телешоу. Формула 1 – это бизнес. И пока в неё вкладываются очень большие деньги, она будет существовать, постепенно изменяясь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *